1 тема: Цель источник внутренней силы

 

Подпись: В начале каждого занятия выполняется разминка: массаж биоактивных точек, упражнения для развития эластичности позвоночника.Подпись: После перерыва выполните – дыхательную гимнастику 
А. Н. Стрельниковой и пранаяму. 

 

 

 

 

В какие игры мы играем?

Почему действия здорового человека отличаются от действий больного, а действия богатого от действий бедного? В чем различие, отличается ли их внешность? От чего зависит их поведение, чем оно вызвано, почему они поступают так, а не иначе, что мешает им действовать с большей выгодой для себя? Почему слабый не может поступать так, как сильный?

Нам кажется, что мы можем поступить так, как захотим, но почему мы не делаем так, как это делает волевой человек, как богатый, как сильный, как здоровый?

Почему каждый человек считает, что его привычное поведение единственно правильное?

Бесспорно, что человек волен, оставаться самим собой, поэтому метод саморегуляции, предложенный вам, создан для людей, желающих расширить свои возможности и изменить себя. Представьте себя актером, которому необходимо вжиться в новую роль сильного и здорового человека.

Для многих невозможность такого перехода, связанная с различными психологическими комплексами, является серьезной преградой в жизни

Цель сегодняшнего занятия - осознать себя и свою потребность в росте. Сегодня вы вступаете на дорогу, которая приведет вас к заветной цели.

Игра

Нет смысла браться за работу, если нет веры в результат. Это равносильно тому, что спортсмен будет выходить на старт без веры в победу. Лучше совсем не начинать, пока вы не решите для себя, что вам надо.

Этот метод - практическое руководство к действию, направлен исключительно на воплощение игровых форм в практику. Игровые формы используются как универсальное средство в деле  развития и воспитания личности.

В течение всех занятий мы с вами должны проверить свои способности наслаждаться высшими человеческими качествами, в самых лучших своих проявлениях. Не стыдясь себя, не обвиняя других, мы просто должны понять, что все свойства человека прекрасны, и все лучшее в нем нужно культивировать.

Человеческое ''Я'' определяется совокупностью ролей. Морено, известный мастер психодрамы считал, что человеку можно было бы правильнее называться не ''Я'', а ''МЫ''.

Большая часть игр, использованных в методе, основана на известных игровых приемах. В методе представлены тренинги и игры, прошедшие апробацию на курсах по обучению и развитию личностных и коммуникативных психофизических качеств человека. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях. Все функции носят обязательно оздоровительный характер. Практика проведения курса показала, что подобные упражнения дают возможность сформировать у участников курса активную установку на более рациональное, немеханическое выполнение своих обязанностей. Гибкость ума, быстрота реакции, критичность мышления, восприимчивость к новому, пластичность эмоциональных реакций.

Основные требования к игре:

1.       Обмен ролями.

2.       Дублировать инструктора: - Движения, голос, мимика, научиться выражать актуальные физические и психоэмоциональные чувства.

3.       Сверхреальность (позволить себе проигрывать не свойственные для себя роли).

4.        Психодраматическое зеркало (наблюдение со стороны).

5.       Завершение (анализ): последняя стадия психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. 

 

С правилами и условиями игры вы можете познакомиться в главе Игра. Распределите роли сегодня следующим образом:

Лидер: Как должно быть? Как надо делать? Сторонник веры в позитивный результат.

Провокатор: Эта роль помогает определить ваше сопротивление. Провокатор задает провокационные вопросы, пытаясь найти недостатки в позиции Лидера, он начинает выискивать слабые места в положении сторонника веры, находить аргументы и доводы против его утверждений. Его целью является сбить с толку Лидера. Провокатор помогает в борьбе с негативными ожиданиями. Дает понять, есть ли у тебя скрытые мотивы присутствия в группе. Снимает маски.

Оппозиционер: Как не должно быть, как не надо делать? Позиция противника Лидера, сомневающийся, недоверчивый, придерживается противоположной точки зрения относительно Лидера.

Покровитель: Поддерживает Лидера, провоцирует Оппозиционера. Если бы ты хотел помочь человеку в позиции похожей на твою.

Эксперт: Он дает право на существование всем пяти позициям. Он дает слово игрокам, задает им вопросы, останавливает слишком импульсивных, мирит их. Управляет, регламентирует, оценивает.

 

Начинает всегда участник под номером один, он должен кратко, не более минуты, дать понять всем, что он на самом деле - сторонник веры, что он верит в нужный ему результат, умеет наслаждаться свойственными ему качествами, что ему легко и комфортно жить. Он должен  уверить всех в правоте своих слов.

Вторым вступает в игру Провокатор, он выискивает недостатки в положении Лидера, находить аргументы и доводы против его утверждений, пытается запугать Лидера опасностью каких-то непредвиденных обстоятельств, которые могут быть вредными для него.

Третий - Оппозиционер, играет роль реалиста действующего по принципу: “Лучше синица в руках, чем журавль в небе“. Он выбирает позицию противную Лидеру.

Только Покровитель заступается за Лидера, он всячески ему помогает выпутаться из ловушек, придуманных Провокатором и Оппозиционером. Его советы должны подбадривать Лидера.

Эксперт – следит за правилами игры и в конце подводит итог.

После того, как каждый из участников сыграет свою роль, нужно поменяться визитками так, чтобы все смогли испытать себя в каждой роли.

            Уточните, пожалуйста, перечень знаний и умений, которые должны быть сформулированы вами при прохождении курса. Ответьте на вопросы, задаваемые лидеру от лица провокатора, оппозиционера, покровителя и эксперта. У вас должны быть сформулированы  основополагающие позиции.

 

Лидер:

 

·         Зачем я сюда пришел

·         Что я хочу получить, что я ожидаю получить

·         Почему я раньше не мог получить желаемое

·         Что нужно сделать

·         Если я получу все, что захочу 

·         Какие позитивные результаты могут быть у других участников курса

·         Я бы хотел оздоровиться

 

Какие индивидуальные показатели я бы хотел улучшить

·         Реакция

·         Умение концентрироваться

·         Умение расслабляться

·         Активность

·         Цепкость

·         Целеустремленность

·         Настойчивость

·         Открытость

·         Полезность

·         Работа, творчество

·         Самоуверенность

·         Артистичность

·         Убеждения

·         Расчетливость, логика, трезвость

·         Общение

·         Мое тело

·         Моя одежда

Добавьте сами к этому списку

 

Разогрев

Одному из участников группы предлагается сыграть роль дня, выразить чувства и состояние, требуемые темой.

Если кому-то покажется трудным задание Лидера, тогда ему следует выбрать из присутствующих в зале помощника и воплотить свои желания успеха в его действиях. Этот человек должен воплотить в реальность, своими действиями, ваши замыслы, желания, мечты. Избраннику необходимо сыграть роль, а вам нужно создать сценарий.

Для разогрева на сцену вызывается один из участников курса.

Кряхтя и охая, выходит бабуля лет семидесяти.

Руководитель - Что вас больше всего беспокоит сейчас?

Бабушка - Ноги болят. Потирая колени, отвечает бабушка.

Руководитель - Расскажите подробней, как вы ощущаете боль?

Бабушка - начинает красочно изображать, как она мучается при ходьбе, когда меняется погода и т.д.

Руководитель - Да, вы правы, вам действительно тяжело, сейчас ваши ноги больны, это факт. А теперь скажите, пожалуйста, как вы себя чувствовали, когда у вас не болели ноги?

Бабушке эта роль сначала не удается, но при настойчивом подбадривании зала она начинает бодро вышагивать, высоко поднимать ноги, приседать, приплясывать, пока не поняла, что ноги у нее уже не болят.

Руководитель - А теперь вам нужно выделить это состояние, запомнить его и стараться восстанавливать его тогда, когда оно вдруг пропадет.

 

Возвращаясь на свое место, бабушка низко кланяется, благодарит, не понимая, что боль в ногах прошла благодаря сформированной ею самой установке.

У здоровых людей способность удерживать здоровое состояние своего тела является естественной, но многие люди или по причине возраста или по причине болезни его утрачивают.

Вторым на сцену выходит мужчина в очках. На вопрос, что он хочет получить от тренинга, он пожаловался на резко ухудшающее зрение и пожелал его восстановить. Я показал ему таблицу для тренировки зрения. В ней двадцать пять строчек разной величины. Первая строчка высотой 2 см, двадцать пятая 0,8 мм , он не видел ни одной строчки. Тогда я попросил его закрыть глаза и представить, как он хочет видеть. Через минуту, после того как Сергей Алексеевич открыл глаза, он стал читать четвертую строчку, затем, пятую, шестую и так до девятнадцатой строчки.

 

Следующей на сцену вышла молодая женщина - Ирина. Ее желания получить результаты от курса сводились к хорошим взаимоотношениям с детьми и мужем. Она пожелала стать более коммуникабельной, научиться прощать. Я взял карандаш и, показывая его Ирине, объяснил, что, это волшебная палочка, сейчас я ею дотронусь до тебя, и все станет так, как ты захочешь. Тебе нужно только войти в роль и стать необидчивой, контактной, той, у которой прекрасные взаимоотношения в семье. Ирина сначала закрыла глаза, немного подумала и начала, немного иронично, посмеиваясь, представлять, как она приходит домой веселая и счастливая, а дети и муж ведут себя, как прежде, пытаясь вывести ее из равновесия. Ирина не стала выделять то, что ее раньше раздражало, и продолжала оставаться в хорошем настроении, при этом, стараясь поднять настроение своим близким. Ей самой понравилась ее новая роль. Ирина, наконец, поняла, что раньше она контролировала действия мужа и детей, а те в отместку становились ''гадкими'', чтобы ей лишний раз неповадно было вмешиваться в их Мир.

На следующий день Ирина похвасталась тем, что, придя, домой, она уже не могла не играть эту роль.

 

Игра в пятерке

Затем, для игры, все рассаживаются по пятеркам. В пятерках каждый сможет попробовать воплотить свои мечты в реальность. Цель игры – формирование у участников курса практических навыков и умений понимать себя и других в различных жизненных ситуациях и способности правильно реагировать на всевозможные внешние импульсы.

Давайте на примере попробуем разобрать, как должна проходить игра.

Бабушка в роли

Лидера: Я приобрела легкость в походке, мне нравится двигаться, мои ноги сильные, здоровые, крепкие. Я люблю гулять с внуками в парке, играть и веселиться вместе с ними.

Провокатора: Вы посмотрите на эту старуху, не слушайте ее, она все врет. Ей больше хочется сидеть дома и смотреть, с утра до вечера, сериалы до одурения, глаза и так уже ничего не видят.

А зачем радоваться? Вы только посмотрите, кругом голод, нищета, в стране инфляция, тут не до радости.

Оппозиционера: Зачем мне здоровые ноги? Чтобы прыгать и скакать, я что сумасшедшая, мне и с больными ногами хорошо, не надо на рынок ходить, нынче там такие космические цены – платишь, а сердце кровью обливается. Нет. Мне здоровье дороже.

Покровителя: Не слушай этих провокаторов, ведь ты сильная, помнишь, как после войны колхоз поднимали, как ты одна тройную норму выполняла, а какого парня на себе женила, все подруги тебе завидовали. 

Эксперта: Ну, милые вы мои, сколько вы мне тут наговорили. Да, это я. Я такая. Зачем скрывать свои недостатки ведь я не могу быть другой и поэтому я люблю себя такую, какая есть.

 

Сергей Алексеевич в роли

Лидера: Я ставлю цель. Мое воображение моя сила. Теперь я знаю, что финишная ленточка, это энергия. Следуя принципу – "Здесь и сейчас", я добился сто процентного результата, мое зрение полностью восстановилось, теперь я наслаждаюсь всем, на что посмотрю. Читаю газету без очков, могу вдеть нитку в иголку. Вижу цены на ценниках в магазине. Я победил свою хроническую усталость. Оказывается, усталость была мне нужна, как щит.

 

Провокатора: Что ты видишь? Ты ничего не видишь своими больными глазами, да и вообще тебе пора на пенсию. Хватит, насмотрелся. Лучше сделай так, чтобы другие не видели твою лысину и округлившийся живот.

Оппозиционера: Зачем мне напрягаться, у меня все равно ничего не получиться, я чего только не пробовал – все бесполезно. На различные курсы ходил, сам по книгам работал, потратил массу сил и энергии, денег и все без толку. Мне не нужно хорошее зрение, тем более, мне врач сказал, что у меня необычное заболевание глаз, которое вылечить невозможно. Да и зачем мне хорошее зрение, в газетах одна реклама – читать нечего. Нитку в иголку пусть жена вдевает, а на цены глаза бы мои не смотрели.

Покровителя: Давай-ка, возьми себя в руки, хватит себя распускать, ты же мужчина, а не баба. Ты же помнишь, сколько сил тебе дает победа.

Эксперта: Подводя итог, можно сказать, что я понял. Я исцелен, теперь, когда у меня есть поддержка, я могу расслабиться и наслаждаться жизнью. Теперь у меня есть советники. Теперь для меня критики не существует – только помощь. Я не боюсь провокаторов и противников. Я мгновенно перехожу из одной роли в другую.

 

Ирина  в роли

Лидера: Раньше я боялась своих чувств, наверно они были раненые или неразвитые, теперь я хочу их выражать. Я прощаю себя за мысли о своем бессилии. Я больше не завишу от того, что другие люди думают обо мне. Теперь я знаю, каким  бы другой человек не был, я смогу ему дарить частичку своей доброты. Теперь я не боюсь обидеть другого человека, так как в душе я всем желаю добра и все делаю правильно так, как должно быть, чтобы все были счастливы.

Я уступаю, чтобы наступать. Теперь я имею выгодный для себя сценарий и с нетерпением, без страха, ожидаю встречи с любым человеком, готовая делиться своей радостью, не ожидая ничего взамен.

Провокатора: Это ты сейчас так говоришь, а завтра, когда муж пройдется в твой адрес крепким словечком, ты запрыгаешь по-другому.

Оппозиционера: Во всем виноваты мой муж и дети, они первые всегда начинают скандалить, они это делают специально, мне назло, почему я должна держать себя в руках, почему бы им ни позаботиться обо мне.

Покровителя: Научись смотреть отвлеченно, со стороны, чтобы не прыгать как заводная игрушка, повторяющая одни и те же действия, изо дня в день, наступая на одни и те же грабли, вместо того, чтобы просто, понять, для чего ты все это делаешь, что ты хочешь получить в результате?

Эксперта: Провокатор был слабеньким, значит, ты слишком любишь себя и недостаточно критична к себе.

 

После игры все ее участники проводят анализ, используя вопросы:

Что тебе мешает играть каждую из 5 ролей?

Насколько трудно было преодолеть собственное сопротивление?

Какие качества в тебе могли бы развить роли, в случае, если бы ты решился войти в образ и играть их по настоящему?

При каких условиях ты согласишься войти в образ и готов играть роли?

Какие цены ты готов заплатить, чтобы получить желаемое?

Маски

Как правило, участник группы чувствующий себя неуютно во время групповой работы, относится к подобным играм с недоверием, настороженно. Проще всего в такой ситуации прибегнуть к знакомому ему, привычному состоянию, для этого нужна маска, которая  будет выражать заготовленную ранее позицию. Эти маски могут принимать множество разных форм: скуку, усталость или неутомимый темперамент, податливость и сопротивление. В группе обычно заметно, чем больше участник переживает, тем больше у него появляется потребность в маске. Человек под маской переполнен чувствами готовыми вырваться наружу. Маска помогает сдерживать внутреннюю боль. Надевая маску, человек перестает быть самим собой и его душевные переживания, как бы проходят мимо. Его истинное ''Я'' под маской сковано и парализовано, в этом состоянии человек становиться отрешенным. Чем ярче появляется потребность в маске, тем больше появляется потребность или не видеть, или не слышать, или не чувствовать. С одной стороны маска помогает перекрыть доступ к внутренним переживаниям, а с другой, она постепенно парализует ее обладателя все больше и больше.

За маской кроются тайны, травмы, страхи, под ней скрывается рана. Научившись показывать свои раны, человек может исцелиться, а роли, которые из-за травмы остановились в своем развитии, начнут активно развиваться дальше. Маска – это железный занавес, это наша тюрьма, она вызывает сопротивление не только агрессии, но и добру. Маска – это роль, в которой мы застыли, а ее заскорузлость говорит о том, какие неразвитые части – роли (parts) существуют у нас внутри. (Питер Питцеле).

Для того, чтобы появилось ''Я'' нам нужно исследовать наши роли возникшие до ''Я''. Роли – части гнев, месть, ненависть, благодарность, нежность и роли – персонажи (character): поэта, дурака, изгоя.

Смена ролей помогает человеку открыть для себя некоторые свойства, с которыми у него раньше не было контакта.

Человек не может всегда носить одну маску, играть одну роль, в жизни обычно одна роль плавно переходит в другую. Маска – это фиксация, остановка. Человек ''в маске'' не проживает полный круг образов дающих ему зрелость. Проживая один полный цикл ролей мы переходим на новый, а опыт становится просто звеном цепочки, которая в завершении станет таким же звеном.

 

На главную

Игра

Основной курс

Роли и люди

Результаты

Ждем ваших писем

 

Хостинг от uCoz