Ролевые игры на западе практикуются с середины двадцатого века, их популярность растет с каждым годом. Целью игры является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых жизненных ценностей.
Игры дают возможность сформировать у участников активную установку на нетрадиционное, немеханическое выполнение своих обязанностей, развивают гибкость ума, быстроту реакции, критичность мышления, восприимчивость к новому, пластичность эмоциональных реакций, коммуникабельность, способность к саморегулированию. В процессе игры создаются условия для выработки у ее участников активной жизненной позиции.
освобождение от эгоистического мышления |
понимание себя |
принятие решений |
изменение установок |
Игра способствует
формированию у ее участников практических навыков и умений понимать себя в
различных жизненных ситуациях и способности правильно реагировать на
всевозможные внешние импульсы.
Участники игры начинают лучше
ориентироваться в жизненных сферах, их энергетический потенциал увеличивается.
Они начинают адаптироваться к мнению других людей, у них вырабатываются
определенные установки для решения
жизненных проблем.
В момент игры происходит
сопоставление различных точек зрения, конфронтации, которые могут перерасти в
межличностные столкновения и даже конфликт.
В конечном итоге последняя стадия игры должна привести к выработке
определенных единых или компромиссных мнений и позиций.
При неоднократном
прохождении всех 12 стадий игры появляется высокий профессионализм, речевая
культура, коммуникабельность, быстрота реакции, способность лидировать,
правдивость и естественность, уважение к партнерам, умение вести диалог, умение
прогнозировать, умение анализировать и корректировать ход дискуссии, умение
владеть собой, умение быть объективным, способность к выбору.
В какой форме проходит игра?
Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно,
что понятие ИГРА много обширнее, чем наше обычное:
Процесс игры распадается на ряд действий, совершающихся попеременно. "Вопрос - ответ",
"реплика - возражение", "утверждение - отрицание".
Необходимо
всегда помнить, что мнения участников игры могут не совпадать в момент обмена суждениями.
Точно так же могут не совпадать и цели
каждого из игроков.
Программа игры
заранее задается сценарием, однако, в ходе
игры программы всех участников, могут измениться.
1. Программы каждого участника игры до обмена мнениями. |
2.Во время игры программы взаимодействуют |
3. В конце обмена мнениями появляется новая зона игры |
Совместная программа игры возникает как результат разностороннего обсуждения
точек зрения, мнений, оценок и пр.
Цель игры
:
-
сформировать общее сознание, включить его в
индивидуальные сознания каждого из участников игры;
-
изменить поведение в соответствии с изменившимся
сознанием;
-
научиться по-новому реагировать на новые обстоятельства;
-
усвоить новую информацию, новые знания и на этой основе
выработать соответствующие качества характера, новые приемы общения, межличностных отношений.
Игра объединяет людей в процессе непосредственного обмена мнениями,
идеями, различного рода текущей
информацией. Здесь на ход игры влияют такие очевидные факторы, как эмоциональное состояние собеседников,
обстановка (интерьер) и активное участие каждой стороны в диалоге.
Игра побуждает
в ходе диалога мгновенно реагировать на возражение, корректировать ход собственных мыслей, ориентировать
собеседника относительно собственных
намерений, учитывать сиюминутное изменение общей программы и т. п.
У игроков
развиваются навыки и способности
убеждать собеседника не только силой аргументов, но и воздействием благоприятного имиджа,
излучающего доброжелательность, открытость, стремление к сотрудничеству.
Дистанция в момент игры должна настраивать на открытость, раскованность
суждений. Оптимальная дистанция игры – не дальше расстояния вытянутой руки.
В игре, с которой Вы сейчас
познакомитесь, участвуют 5 человек: 4 игрока и один эксперт, который выбирается
из числа уже прошедших игру.
Если группа участников состоит
из 10 или более человек, то ее следует разделить на секции по 5 человек.
Для каждого участника
имеется инструкция и визитка. На визитке следует написать:
1
-лидер
2
–провокатор
3
–оппозиционер
4 –покровитель
Пятый участник исполняет роль ЭКСПЕРТА.
Все участники располагаются в
кругу лицом друг к другу. Каждый участник в указанном порядке должен в пределах
1 минуты выразить ярко свою позицию по отношению к лидеру согласно заданной
теме.
Первым всегда начинает Лидер.
Он должен кратко, не более минуты, дать понять другим участникам игры, что он
на самом деле обладает способностями, качествами исполняемой им роли согласно условиям игры. Лидер должен убедить всех, что, обладая этими качествами, ему легко и
комфортно жить. Смысл выступления Лидера в том, чтобы уверить партнеров по игре
в правоте своих слов.
Вторым в игру вступает Провокатор. Он начинает
выискивать недостатки в позиции Лидера, находить аргументы и доводы против его
утверждений. Провокатор пытается запугать Лидера опасностью каких-то
непредвиденных обстоятельств, которые могут быть неблагоприятными для Лидера.
Третий, Оппозиционер, отстаивает противоположную Лидеру позицию, доказывая и приводя факты против утверждений Лидера.
Только Покровитель заступается за Лидера и помогает ему выкрутиться из ловушек, расставленных Провокатором и Оппозиционером. Советы Покровителя должны подбадривать Лидера.
Эффект игры зависит от умения выслушивать оппонентов, понимать партнеров, быстро реагировать, корректировать собственное мнение, задавать вопросы, отвечать на вопросы, общаться. Во время игры участники должны дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей точки зрения.
Независимо от того, что будет преобладать: взаимоисключающий спор или взаимодополняющий диалог, - первостепенное значение будет иметь именно факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Очень важным является атмосфера, в которой ведется дискуссия: доброжелательность, корректность, стремление каждого участника не только высказать свое мнение, но и вникнуть в суть высказываемых идей других участников игры.
Механизм эффективного общения игры предполагает способность и умение ставить себя на место Лидера, Оппозиционера, Провокатора или Покровителя, что позволяет развить свое психоэмоциональное состояние и понять логику суждений другого человека.
Благодаря оперативной
обратной связи участник игры получает возможность оценить собственное
коммуникативное поведение, свою роль и позицию в жизни. Игра стимулирует
творческий потенциал человека, помогает в дальнейшем быстро принимать
индивидуальные и коллективные решения, способствует активизации воображения, а
также выработке навыков обработки новой информации, помогает понять
психологические и социологические факторы взаимодействия людей.
Основной обязательной частью игры являются вопросы. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию от оппозиционера и уточнить его позицию. Основная функция вопроса – получение новой информации.
Вопрос, в большинстве случаев, устраняет возникшие неясности, вызывает попытки комбинаций, наводит на ассоциации, способствует генерированию новых идей. Возникновение вопроса – первый шаг на пути к разрешению противоречия, на пути к новой позиции.
Пока противоречие не разрешено, человек находится в проблемной ситуации. Как только вопрос задан, в проблемную ситуацию попадают все участники игры и, конечно, тот, кому задан вопрос. Большинство вопросов развивают активный творческий мыслительный процесс, умение анализировать создавшуюся проблемную ситуацию, логическое мышление, умение обосновать, объяснить и доказать.
Доказательства должны состоять из:
· тезиса – мысль или положение, истинность которого следует доказать;
· довода – мысль или положение, истинность которого уже проверена.
Нельзя говорить “Вообще” и./или “около”; отрицательно влияет многословие, нелогичность. Желательно постоянно контролировать себя, мысленно приказывая себе не уходить в “сторону”.
В тот момент, когда кто-то из участников, сидя на
“горячем стуле“ или в другой сложной ситуации, начинает проявлять сопротивление,
остальные участники игры должны принять его отрицательный выброс, они должны
быть согласны с его поведением и готовы принять его любое негативное сообщение.
Проявление негативных чувств, таких как: гнев, страх, грусть, - неизбежно
предшествует выражению положительных.
Многие люди не осознают своего поведения, так как они напряжены и закрыты от внешнего мира. В такой ситуации их надо просто спросить: “Знаешь ли ты, что ты сейчас улыбаешься, как сейчас сидишь, как дышишь?“ Игра помогает осознать свои и чужие состояния, а также учит чередовать направления своего внимания: то на внутренние, то на внешние зоны.
Сильный и уверенный
человек может улавливать запахи, реально воспринимать чувство тепла, холода.
Это помогает ему говорить твердо, уверенно, вслух: “Я чувствую, осознаю, понимаю.“
Руководитель
|
Анна,
что ты скажешь, если я попрошу тебя прочитать вслух стихотворение для сидящих
в зале? |
Анна
|
Наверное,
я буду испытывать смущение. |
Руководитель
|
Когда ты говоришь, обрати внимание
на свой голос. Что ты чувствуешь? |
Анна
|
Я чувствую, что он немного
не естественный. |
Руководитель
|
Какой у тебя голос, ты
чувствуешь дрожь в голосе? |
Анна
|
Да, я это чувствую и
понимаю. |
Руководитель
|
А что ты скажешь, если я попрошу
пройтись тебя по залу и изобразить чувственную женщину? |
Анна
|
Я умру со стыда. |
Руководитель
|
Ты краснеешь. Ты
чувствуешь свое лицо? |
Анна
|
Да, мое лицо и уши горят. |
Важно уметь разграничивать свои внутренние ощущения
“здесь и сейчас“ и ощущения, испытанные раньше, ощущения, испытываемые другими
людьми.
Есть очень хорошее упражнение, помогающее
научиться понимать грань между своими и чужими чувствами. Для этого одному
участнику нужно пересаживаться с одного стула на другой, при этом меняя свою
позицию на противоположную, изображая воображаемого противника (начальник –
подчиненный, обидчик – обиженный, глупец – мудрец).
А, если работать с
партнером, то можно с ним поменяться ролями. Он играет роль, соответствующую
вашей позиции, а вы - его роль. Двойник помогает выразить те чувства, которые
трудно выразить самому. Двойник может ошибаться, игра помогает только изучить
проблему и обозначить варианты действий, поэтому окончательное решение вы
должны принимать сами.
На примере с Анной вы
познакомились с методом, который помогает осознать ее действительное состояние в настоящее время. Это осознание поможет ей
адекватно относиться к себе такой, какая она есть и соответственно принимать
решения, корректирующие ее поведение.
Не всегда удается участникам
игры добиться самораскрытия. Например, в диалоге с Ниной:
Руководитель
|
Нина,
почему ты сидишь напряженно, даже если я прошу всех расслабиться и подумать о
чем-то приятном? |
Нина
|
Не
знаю. |
Руководитель
|
Может
быть ты озабочена какой-то проблемой? |
Нина
|
(Смотрит
в сторону.) У меня все хорошо, я всегда такая. |
Руководитель
|
Постарайся
понять, почему твои руки стиснуты так, что побелели пальцы? |
Нина
|
(Разжимая
руки.) Это неправда, мои руки спокойны. |
Руководитель
|
Скажи,
пожалуйста, почему ты вынуждена скрывать себя такую, какая ты есть на самом
деле? Может быть, ты чего-то стесняешься в себе или боишься, что в тебе
заметят то, что ты усиленно скрываешь? |
Нина
|
Мне
нечего скрывать, что вы ко мне пристали. |
В такой позиции Нина не
сможет определить, что она себя плохо чувствует и, соответственно, тогда, когда
ей станет совсем плохо, она вынуждена будет обратиться за помощью к другим
людям, но помочь ей будет очень трудно, пока она сама не поймет, в каком же
все-таки состоянии ей бывает хорошо. Для Нины трудно было думать о себе,
чувствовать себя, и поэтому в жизни она не могла осознать, что она одинока, что
ее материальное положение на уровне нищеты, и жизнь для нее - одно наказание.
Одним из главных условий игры является самораскрытие, оно достигается
за счет таких ценностей, как открытость и честность. В действительности, эти
свойства делают человека уязвимым, они оцениваются обществом как проявления слабости или как потребность сочувствия,
жалости. Люди, готовые раскрыть свои истинные чувства, сомнения и желания,
вызывают подозрение. Но практика проведения подобных игр доказала, что
способность раскрыть свое внутреннее “Я“ свойственна сильному и здоровому
человеку. Пытаясь скрыть самих себя, мы, тем самым, предпринимаем активное
участие в создании ложного и, как следствие, вредного для нас жизненного
сценария, который не дает полной реализации нашего истинного “Я“.
Сокрытие реальных мыслей и
чувств от других, несомненно, приносит пользу в социальной среде, но нужно
понимать, что уход от близости и доверительных отношений приводит к отчужденности и одиночеству.
Для того, чтобы создать впечатление о своем мнимом благополучии, нам часто
приходится играть роли, не свойственные нам. В этом случае наши недостатки
становятся изолированными и глубоко спрятанными, в виде тревожного фона,
который постоянно присутствует в человеке. Принято считать, что уровень тревожности
зависит от подавления или вытеснения человеком своего внутреннего опыта, что
может привести ко многим психосоматическим расстройствам и серьезным
заболеваниям.
Игра как бы дает разрешение
на раскрытие самих себя, для того чтобы узнать, понять и сделать выводы во
всем, что касается нашего поведения.
Самораскрытие позволяет
развить способность выражать свои мысли и чувства спонтанно, находиться в
согласии с реальными жизненными событиями, опираясь на стремление своего внутреннего
“Я“ к позитивным устремлениям, что совсем невозможно при подавленных или
скрытых истинных мотивах поведения человека.
Так как тревожность и страхи участников затрудняют естественный ход
игры, то каждый участник должен пытаться создать атмосферу доверия и близости,
демонстрируя собственные способности рисковать. Для тех, кто хочет попробовать
стать подлинной личностью и избежать осуждения со стороны, мы предлагаем это
сделать в условиях нашей игры. Вам необходимо:
Следует отметить, что данная игра не предполагает выработку единственно верного решения. Ее ценность состоит в стимулировании большего количества новых идей и способов их реализации. Смена ролей позволяет участникам создать условия для более тесного взаимодействия, порождаются чувства сопереживания, соперничества, лидерства, соревнования, подражания.
Все участники игры не имеют полной исчерпывающей информации о
содержании и форме выступлений, о тех идеях, которые будут генерироваться, о
принимаемых решениях (эффект неожиданности, непредсказуемости)
Каждый этап должен завершиться определенными выводами. В этот момент
наиболее ярко проявляется роль Эксперта, который оперативно оценивает,
синтезирует всю информацию и руководит ходом игры.
После завершения всех этапов
игры подводятся итоги, оценивается деятельность всех участников игры,
выбирается кандидатура на победителя секции.
Победителем становится
игрок, наиболее объективный, правдивый, умеющий владеть собой, корректный,
адекватно и быстро реагирующий на изменения игры, убедительно отвечающий на
вопросы.
Эксперты анализируют каждую
разыгранную роль, достоинства и недостатки участников.
К ним можно отнести:
сплоченность; внушение надежды; вера в свою
избранность и сознание того, что ты нужен другим, и каждый в группе может быть
полезен тебе; стремление к новизне и способность терпимо изучать себя, свои
новые чувства и состояния.
Одним из главных факторов успешной работы секции является способность
участников осознавать собственное блокирующее поведение и умение легко менять
репертуар, играя несвойственные для себя роли. Во время игры приходит понимание
своих недостатков и конфликтных областей, поэтому в игре ценится способность
участника, не зависимо от его установок, убеждений, и потребностей,
поступиться своими принципами ради желания узнать точки зрения других
игроков.
Настроиться на положительный
результат.
Чувствовать звучание,
вибрации, полет голоса.
Не надо доказывать важность
сказанного.
Нельзя оправдываться.
Информация находится в вашем
собеседнике.
Менять тон голоса, темп
речи.
Делать паузы до и после
важных слов и моментов.
Делать уступки, встав на
точку зрения собеседника.
Капкан. Вызвав ликующие
возгласы – привести опровергающий факт.
Не приводить чужих примеров.
Обращаться призывать помочь.
Обязательно, сказать
комплимент.
Иллюстрировать короткими
интересными фактами, вопросами.
Создать интригу.
В процессе игры между людьми могут возникнуть различные
конфликтные ситуации. Чаще всего их вызывает предметно-деловые разногласия и
расхождение личных интересов. Возникающий конфликт может привести к разрыву
межличностных отношений, сопровождаться нагнетанием эмоциональной
напряженности, враждебности.
Ниже перечислены некоторые ошибки допускаемые
участниками игры, создающие конфликтные ситуации:
-
Недоверие
к партнерам.
-
Старание
скрыть неуверенность в своих достоинствах, сознательная демонстрация
отрицательных.
-
Страх
перед ожидаемым нежелательным поворотом игры.
-
Мешают
слушать партнеров: предубеждения,
торопливость в оценках, неумение
отделить факт от мнения, рассеянное
внимание.
Участники игры должны выражать свою заинтересованность в создании
условий для того, чтобы помогать друг другу, исследовать собственное поведение.
Одним из факторов изучения самого себя является конфронтация. Эффективность
конфронтации зависит от желания участников затрагивать проблемы и “горячие
точки“ других игроков. Конфронтация, в зависимости от сценария игры, в одном
случае, может проводиться преднамеренно очень грубо, с большей резкостью, в
другом случае, деликатно. Многим может показаться, что в момент общения в форме
сильной конфронтации участники подвергаются оскорблениям. Нужно заметить, что
проведение подобных безжалостных процедур - это единственный способ преодоления
внутренних блоков, которые могут иметь ограничивающее влияние на ход жизненных
событий и даже разрушающий характер.
Несмотря на то, что это
всего лишь игра, каждый участник несет ответственность за свое поведение в
секции.
Многие участники в сложных игровых ситуациях начинают проявлять
сопротивление и защищать себя привычными ограничивающими способами. Психологи
считают, что сопротивление можно рассматривать как защиту от стресса,
обусловленного развитием личности. При появлении угрозы или стрессовой ситуации
участник старается сформировать состояние невосприимчивости к переживаниям.
Подобная реакция, выполняющая функции защиты, искажает или прерывает контакт с
угрожающей ситуацией, таким образом, участник как бы снижает уровень осознания
до тех пор, пока угроза не минует. Однако, если участник находится в постоянном
конфликте с окружающей средой, то в его поведении прослеживается потребность
всегда прибегать к предохраняющим действиям , даже тогда, когда опасности нет.
Сопротивление – это термин,
который используют для описания переживания внутренней преграды, которое
возникает у людей по отношению к возможным изменениям.
Отрицательные факторы в поведении участников выполняют функции
психологической защиты личности. В сложной ситуации, чтобы снять свои
внутренние напряжения, игрок может проявлять различные действия: уход в себя,
поиск сочувствия, критику других, желание обратить внимание на себя при помощи
драматизации событий, выдвижение неуместных предположений, несогласие с мнением
группы.
Факторами,
мешающими участвовать в игре и полноценно играть роли, могут быть:
q бегство от неприятных
эмоций; q рационализация с целью
избежать переживания, самораскрытия, межличностной близости; q нежелание изменяться,
противостояние новому; q нереалистические ожидания
участников; |
q боязнь испытать неприятное
чувство от переживаний других участников; q желание защищаться, скрывать
и оправдывать свои слабые качества; q неверие в решение
собственной проблемы и переключение внимания на проблемы других участников
игры. |
Вот несколько правил предупреждения конфликтов:
-
Если
вы не правы, признайте это быстро и решительно.
-
Указывайте
на ошибки других прямо, а не косвенно.
-
Открыто
говорите о собственных недостатках и смело критикуйте своего собеседника.
-
Выражайте
людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех.
-
Не стесняйтесь смотреть в глаза собеседнику.
Лидер должен дать понять
другим участникам игры, что он в совершенстве владеет качествами, предложенными
условиями игры.
Ему необходимо найти доводы
и факты, помогающие отстоять свою точку зрения, доказать, что его позиция
помогает в жизни, дает ему много сил и выгоды. Лидеру обычно свойственны такие
личностные качества как: энтузиазм, рассудительность, сила, выдержка, умение
сдерживать натиск противоборствующих сил, интуиция, умение просчитывать
ситуацию на несколько ходов вперед, артистичность и богатое воображение,
способность не вступать в конфликт и не поддаваться на провокационные вопросы,
понимание и признание партнеров по игре не зависимо от их уровня развития.
Главное правило – не бояться
экспериментировать!
Провокатор должен проявить
свои способности остроты ума и оригинальность своего мышления. Провокатор
должен задавать вопросы в форме предложения, а не требования, говорить об
особенности поведения Лидера, а не его личности, не предписывать его действиям предполагаемых
или скрытых мотивов. Вопросы Провокатора должны быть такими, чтобы другие
участники игры смогли извлечь из них пользу, а не выражать желание бросить
вызов или навязать свое мнение. Провокатор должен понимать и быть готовым к
тому, что в ответ на его вопросы могут возникнуть агрессивность или другие
оборонительные реакции.
От исполнителя этой роли
зависит не только активность общей дискуссии, но и возникновение новых идей и
решений. Провокатор должен задать не менее 3 вопросов Лидеру. Если никто из
членов секции не может ответить на вопрос Провокатора, дает ответ он сам. Роль
Провокатора в игре - не задавание вопросов ради вопросов, а прогнозирование
возможного развития темы.
Вопросы Провокатора не по
существу (по мнению Эксперта или инструктора) снимаются.
Провокатор должен иметь
резервные вопросы.
Оппозиционер должен
опровергать позицию Лидера, критикуя высказанное им положение. Он
придерживается противоположной Лидеру точки зрения. Его основной вопрос: “ А
почему не наоборот?” Его задачей является создание конфронтации в секции.
Конфронтация - наиболее
сильно действующая форма коммуникации, в которой заложены как возможности
личностного роста, так и возможности получения вреда. Можно предположить, что
общение в форме конфронтации происходит, когда действия одного человека
направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или
изменить свое межличностное поведение (Egan, 1975).
Только при умелом использовании конфронтация помогает людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его.
Покровитель исполняет роль
наставника и в момент заминки Лидера дает ему советы или отводит нападки
Оппозиционера и Провокатора, давая Лидеру возможность подготовить ответ. В
трудной ситуации Покровитель оказывает помощь и поддержку Лидеру. По отношению
к Оппозиционеру Покровитель выступает как Провокатор, он ищет недостатки в его
позиции.
Функции Эксперта состоят в
организации и управлении деятельности секции. Он несет ответственность за
оперативное распределение ролей, соблюдение регламента работы, динамичность
поведения всех игроков. Эта роль требует от исполнителя быстро оценивать и
анализировать ситуацию, выбирая наиболее значимые сведения.
В задачу Эксперта входит
внимательное наблюдение за действиями, поведением игроков. Когда в секции
возникает трудная ситуация, и не удается достичь нужного эффекта, Эксперт
должен остановить игру с целью корректировки или акцентирования каких-либо
вопросов. Эксперт должен регулировать непредвиденное поведение игроков,
стимулируя их активность, самораскрытие, корректность во взаимоотношениях.
Эксперт должен стараться контролировать эмоциональный уровень секции в момент
конфронтации. Его поведение должно являться образцом для других участников
секции.
Эксперт обобщает выступления
лучших игроков и выносит решение по
итогам игры.